К Богопознанию

1. Окончательная фиксация в человеческом сознании, что Бог не есть нечто, непонятное разуму и безразличное или даже агрессивное к человекам, а есть Отец (в полном смысле этого слова, как ~ «любящий родитель»), произошло в Евангельском Благовести: Сын Духом явил Отца, как Того Самого Бога. Именно в этом контексте в Евангелии и Спасителем (да знают Тебя), и апостолами говорится о познании Отца, как единственного истинного Бога.

2. Первая («установительная») Вечеря Любви всецело совершалась Спасителем, совершалась Им в Духе и являла Отца, – совершалась Иисусом Христом при восхождение горе Его учеников. По существу в таком же виде совершалась Евхаристия и по Вознесении Христа и образовании Церкви.

3. Если не ошибаюсь, где-то с четвертого века в чин Евхаристии стало проникать Троическое различие, где уже есть непосредственное обращение к Отцу, а Дух Святой уже превращается в Совершителя (вместо Христа, как в начале). Это положило начало тенденции деградации представления христиан, что такое Евхаристия, что отобразилось в конечном итоге и в ее чинопоследовании.

4. Место и понимание молитвы Отче наш и достижение совершенства в Любви немыслимо без Спасителя. Дух Святой, как Совершитель, также не мыслим без Иисуса Христа, Сына Божьего: все из Него, все Им, все в Нем.

5. Поэтому, по грядущем общем внутренне-внешнем воскресении нашей Церкви, нас ожидает расцвет Евхаристического творчества, сродни первоначальному и, отчасти, возвращающим нас к существу Установительной Евхаристии, где все совершал сам Спаситель всего Мiра при восхождении горе Его учеников.

6. Вершиной человеческой жизни (жизни именно сотворенной), не является, как говорят теперь, «знание Отца» (о котором – знании – свидетельствует Евангелие), а является знание именно и только Сына, причем знание именно со-бытийное, в котором – Отец как Источник и Дух как связывающий, как «преобразующий посредник» между Пресвятой Троицей и сотворенным Бытием – Мiром. Т.е. реальное непосредственное Богообщение, без посредников, возможно только и именно с Сыном, но не с Отцом или Святым Духом. Мы, по своему тварному естеству, даже обожженному, не можем иметь непосредственного общения ни с кем из Лиц Пресвятой Троицы, кроме как с Сыном, в Котором – вся Пресвятая Троица.


Запись опубликована в рубрике Александр Шмеман. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий